Леонид Махлис об Александровиче и своих рижских каникулах

В конце мая 2018 года Ригу посетил наш друг Леонид Махлис, журналист, переводчик, автор замечательной книги “Шесть карьер Михаила Александровича. Жизнь тенора”. С подачи общества “Еврейское культурное наследие” имени Макса Гольдина” Леонид встретился 27 мая с рижской публикой в Доме Рижской еврейской общины на Сколас 6, выступив с интереснейшей презентацией своей книги.

Илана Махлис (Александрович), Леонид Махлис и Влад Шульман, Рига, 2013г.

О “рижских каникулах” Леонида Махлиса – на страницах израильской прессы:

“Книга вышла четыре года назад в московском издательстве «Весь мир». Ей была присуждена премия АСКИ (Ассоциации российских книго­издателей) как лучшей книге года. И вот – презентация в Риге. Почему именно в латвийской столице? Почему именно сейчас? На эти вопросы отвечает автор книги, побывавший недавно в Израиле.

– Вопросы закономерные, но, в общем-то, риторические. Напомню: книга вышла в свет к 100-летию великого ар­тиста. Издательство блестяще справи­лось со своей задачей, а авторитетные деятели российской культуры, приняв­шие участие в первой презентации (на Международной книжной ярмарке ин­теллектуальной литературы), их инте­рес, выступления и отзывы вселили на­дежду на то, что отныне искусство Александровича прочно возвращено миллионам его почитателей и ценителей в России. Ведь именно в этой стране его творчество достигло своего пика – за тридцать лет не меньше шести тысяч концертов (из них шестьсот – на фрон­тах), девяносто пластинок общим тира­жом более 22 миллионов экземпляров. Резонанс был большой, но «резонирова­ли», опять же, главным образом, музы­кальная и писательская общественность и СМИ.

А ведь сохранение культурного нас­ледия предполагает не только и не столько газетные упоминания о культур­ном явлении такой значимости, сколько создание комиссий по этому самому наследию, музеев, выставочных экспо­зиций, собиранию и изданию произве­дений, их изучению, и – не в последнюю очередь, – концертов, связанных с име­нем выдающегося тенора. Я, сколько мог, выступал с такого рода инициати­вами, вовлекая в них людей, от которых может зависеть исход дела. Не стану пе­речислять здесь все имена, скажу толь­ко, что обсуждал (или пытался обсудить) проблему с тремя (!) министрами культу­ры, с еврейскими лидерами, с покойны­ми ныне Зурабом Соткилавой и Святос­лавом Бэлзой, с Геннадием Хазановым и Иосифом Кобзоном. От последнего услышал отнюдь не риторический вопрос: “А у Вас есть миллионы, что проплатить хотя бы один концерт?”

Пока я тратил время и деньги на бесплодные московские встречи, в Риге, на родине певца, обнаружил себя скромный человек (скромный – не толь­ко в смысле афиширования своих дос­тоинств, но и в том, что не располагал, как и я, миллионами), у которого ост­рей, чем у российских министров, раз­вито чувство исторической ответствен­ности перед корифеями прошлого. Ба­ритон Зеев Шульман, певец и кантор, создатель и руководитель Латвийского общества “Еврейское культурное насле­дие” имени Макса Гольдина, отрывая время от своей концертной и общест­венной деятельности, создал ежегодный Фестиваль еврейской культуры имени Михаила Александровича и Междуна­родный конкурс молодых исполнителей того же имени. Это он накануне выхода в свет книги пригласил в Ригу дочь пев­ца Илону и меня для участия в концер­те, посвященном столетию артиста.

Программы концертов и мероприя­тий, проводимых в рамках этих музы­кальных праздников, отличаются от других аналогичных начинаний в пер­вую очередь тем, что они не эксплуати­руют громкое имя в целях РR, а несут культурную и просветительскую нагруз­ку, всеми доступными средствами помо­гают слушателям понять, почему имен­но это имя так важно и ценно для сох­ранения в нашей памяти.

Мое выступление, как и предыду­щее, прошло в Концертном зале Ев­рейской общины Риги. Когда-то, до войны, он принадлежал «Театру еврейс­кого меньшинства», последним директо­ром которого был сгинувший в рижском гетто первый наставник маленького вун­деркинда Ефим Вайсбейн (кто знает, случился бы без него феномен Миши Александровича?)

Примечателен зал архитектурной от­делкой – гипсовая лепнина с паукооб­разными серпами-молотами соседствует с магендавидами, пробуждая смешан­ные (чтобы не сказать – «смешные») чувства и ассоциации. Следом за пре­зентацией, тоже в рамках фестиваля, с успехом прошел концерт памяти М.Александровича «Как соловей о ро­зе» (эта миниатюра Т.Н.Хренникова до самого конца карьеры оставалась визит­ной карточкой певца). В нем участвова­ли, помимо самого Шульмана, народ­ный артист РСФСР, бывший солист Большого театра Игорь Морозов, скри­пач Юрий Савкин, пианист Юрий Кас­пер и лауреаты упомянутого Междуна­родного конкурса Елизавета Медведева (скрипка), Даниил Кузмин (баритон) и другие. Концерт прошел в единствен­ной уцелевшей после войны синагоге Риги «Пейтав-шул».А теперь попытаюсь ответить на вто­рой вопрос – почему именно сейчас?

Конечно, второго столетия со дня рождения великого певца пока не пред­видится, но зато на нынешний год выпа­дают целых четыре юбилея. 95 лет на­зад состоялся первый публичный кон­церт юного дарования, наутро после которого девятилетний рижанин Миша Александрович проснулся европейской знаменитостью. Следующий этап умо­помрачительной карьеры – первый взрослый концерт молодого тенора. Он состоялся в 1933 году (то есть ровно 85 лет назад), включал только литургичес­кие композиции и проходил в сопро­вождении хора все той же «Пейтав-шул» под руководством все того же Вайсбей- на. В тот памятный день старый музы­кант, отдавая дань торжественности мо­мента, как и в октябре 1923-го, за руку вывел к публике своего питомца, вырос­шего, можно сказать, у него на коленях, – никому не известного тенора Михаила Александровича.

За ним последовал и первый светс­кий концерт, с которым связано еще од­но примечательное, я бы сказал, исто­рическое событие. Друг Александрови­ча с хедерской скамьи Ханаан Фельд­ман по прозвищу Ходя специально к концерту друга перевел на иврит арию Ленского, тем и прославился. А кон­церт, помимо прочего, стал как бы ми­ровой премьерой и для Фельдмана, и для Пушкина, и для Чайковского и для Александровича. И, наконец, в нынеш­нем году – 70-летие со дня вручения ар­тисту в 1948-м Сталинской премии.

Обо всем этом помнят в Латвии…

Advertisement

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: