
Рута Шац-Марьяш
foto http://www.proza.ru/
Из воспоминаний юриста, литератора, общественного деятеля Руты Марьяш:
“Окончив после войны среднюю школу с золотой медалью и поступив без экзаменов на юридический факультет Латвийского университета, я видела перед собой широкую перспективу интересной работы. Моей заветной мечтой было стать следователем и бороться с преступностью.
К концу моей учебы в университете меня неоднократно приглашали в спецчасть – отдел, занимавшийся проверкой благонадежности преподавателей и студентов. Мне предлагали повторно заполнять пространные «спецанкеты». Особенно интересовались тем, имеются ли у меня родственники за границей, нет ли репрессированных.
А когда я с успехом защитила свою дипломную работу, эта защита была отменена. Меня обвинили в том, что в одной главе «Иностранные государства» я объединила страны буржуазные и страны «народной демократии», не упомянув прошедшие там судебные процессы. Стоило большого труда добиться разрешения на повторную защиту.
По окончании учебы большинство студентов получили направления на работу в милицию, прокуратуру, суд. Я же была оставлена без направления, оказалась невостребованной. Это был резкий поворот в моей судьбе, в моем мироощущении.
После длительных поисков работы удалось устроиться юрисконсультом на фанерную фабрику. То, чем мне там пришлось заниматься, не имело ничего общего с моими планами и надеждами, да и со знаниями, полученными в университете.
Я не понимала, что все это означает. Лишь впоследствии выяснилось, что в это время органами МГБ уже “разрабатывались” мои родители, и мы все были “под колпаком”.
Спустя год после окончания университета я была принята в адвокатуру. Это стало моей путевкой в жизнь на долгие годы. Работа следователя оказалась для меня запретной и осталась моей несбывшейся мечтой.
Но и моя работа в адвокатуре была внезапно прервана в феврале 1953 года. В нашу семью ударила молния: моих родителей арестовали.
Формулировка “лидер еврейских буржуазных националистов в Прибалтике” означала в то время неминуемый смертный приговор… Лишь счастливая случайность – внезапная кончина тирана спасла родителей от гибели. Меня восстановили на работе, жизнь начала входить в привычное русло, однако в моем сознании что-то необратимо изменилось. Исчезла уверенность в будущем, безвозвратно ушло чувство стабильности жизни.”
Leave a Reply