Не стало Льва Семеновича Бирмана. В это трудно поверить. Великолепный актер, режиссер. Замечательный человек. Непревзойденный рассказчик, которого можно было слушать часами.
Такое впечатление, что были с ним знакомы всю жизнь. Да по сути так оно и было. Начиная со школьного театра в Рижской 40-й школе, в котором я – играл, а Лев Семенович был режиссером. В театре на английском языке ставилась серьезная драматургия вплоть до Шекспира. “Замахнуться на Вильяма нашего Шекспира” мне не довелось, а вот полковника Пикеринга в “Моей прекрасной леди” – играл. Пожалуй, мой первый серьезный сценический опыт.
Затем был перерыв в общении. Вновь встретились, когда я вернулся в Ригу после учебы в Нижегородской консерватории. Встретились в концертах, проходивших на сцене Дома Рижской еврейской общины – бывшем Еврейском театре. Я пел, Лев Семенович, как правило, вел концерты. Конферансом он владел блестяще!
А когда я подвигся на создание музыкально-литературной композиции, посвященной последним годам жизни Генриха Гейне, то вопроса о том, кому играть Гейне, просто не возникло! Конечно, Лев Семенович! И он сыграл и сыграл блестяще!
Светлая память замечательному актеру!
Соболезнуем родным и близким Льва Семеновича!
На фото: после одного из концертов в Доме Рижской еврейской общины, который вел Л.С.Бирман.
Слева направо: в первом ряду – раввин М.Баркаган, И.Цисер, Д.Каган, Р.Фрейдман, Р.Хараджанян,
во втором ряду – Э.Раубишко, И.Тетеровскис, Л.Бирман, В.Шульман, Ю.Савкин, Ю.Каспер.
Влад Шульман
P.S. Приводим (в сокращении) статью Маи Халтуриной из газеты “Час”, посвященную 70-летию Л.С.Бирмана.
БЕРЕГИТЕ ЛЬВОВ!
В Латвийском государственном театре кукол он работает 46 лет. Объездил с гастролями весь Советский Союз и множество зарубежных стран. Выступал с эстрадными программами, ставил массовые театрализованные представления, руководил легендарным молодежным кафе “Аллегро” и даже танцевал в балете. А также снимался в кино, переводит пьесы и ведет концерты в качестве конферансье. И больше 50 лет работает Дедом Морозом…
Когда он все успевает? И дипломов у него больше, чем полагается (кроме актерского имеется и филологический). И сыновей у него четверо. Он может играть спектакли на двух языках. (Так и хочется сказать: люди, занесите Бирманиса в Красную книгу, берегите его!!!)…
На каждый театральный юбилей, который случается в Риге, Бирманиса посылают, чтобы он поздравил виновников торжества от имени Театра кукол или от Союза театральных деятелей Латвии. И он всегда умеет найти для любимых коллег и друзей теплые, дорогие слова.
Коллеги и зрители отвечают ему взаимностью.
– В Театре кукол я с января 1960 года. Еще работал с ансамблем Прибалтийского военного округа, десять лет был внештатным артистом филармонии, вел программу в детском кафе “Ку-ка-ре-ку” в Юрмале. У меня была масса увлечений! По жизни я вечно вредный, недовольный, всюду лезу. Есть такой анекдот. У чукчи спросили, почему он все время ворчит. Чукча ответил: “Оченно умный!” Я, конечно, не “оченно умный”, но мне все время кажется, что надо что-то сделать, чтобы стало еще лучше, интереснее, профессиональнее. Поэтому я во все встреваю, за все берусь.
Я все попробовал, но остался в Театре кукол. Куда я отсюда денусь? Станиславский говорил: если вы можете не служить в театре – не служите. Идите работать в баню, на базар. Потому что в театре надо служить. Надо быть профессионалом, надо быть неравнодушным. Некоторые этого не выдерживают, особенно молодые. Они не хотят за эти деньги работать.
В Эстонии принят закон о национальном достоянии, о культуре, о театре, а у нас ничего этого нет. Ведь если мы примем закон о национальном достоянии, то может вдруг выясниться, что этот ворчун Бирманис – национальное достояние, блин… А мы ему платим, как старой лошади, которая только овес жует. Смешно…
Жизнь я прожил интересную, не скучную. А что дальше будет – это как Бог даст. Надеюсь еще пригодиться театру.”
Мая Халтурина
Leave a Reply