Роберт Фальк и Святослав Рихтер

Р.Фальк. Автопортрет foto www.liveinternet.ru

Р.Фальк. Автопортрет
foto http://www.liveinternet.ru

О дружбе выдающегося художника и знаменитого пианиста рассказывает московский музыковед и музыкальный критик Евгений Цодоков:

“Великий пианист оставил нам проникновенные, хотя и краткие строки воспоминаний о Фальке, в доме которого он бывал с 1942 года:
«Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство. Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше находите в них богатства».
Следующая цитата про Фалька из «Дневников» Рихтера представляет особый интерес:
«Помимо того, что я восхищался его работами, среди которых был и мой портрет в юности, я имел и другие причины испытывать признательность к нему. Время от времени я наведывался к нему позаниматься живописью, и именно тогда он сказал мне одну вещь, которую я поспешил применить в игре на рояле: «Вам известно, что труднее всего дается в живописи? Сделать идеально правильный круг! Но это проще, если делать два круга одновременно и обеими руками». Это в полной мере относится и к игре на рояле: симметрия! Все должно быть симметрично. Кроме того, он сказал, что когда много работаешь, наступает момент, когда «вода закипает», и что это и есть самый важный момент».

Святослав Рихтер foto www.m24.ru

Святослав Рихтер
foto http://www.m24.ru

Упомянутый Рихтером юношеский портрет представляет собой эскиз к незавершенной, лишь начатой работе. Вот как о нём вспоминает сам музыкант:
«К сожалению, был только один сеанс: первый эскиз к портрету. Это было время, когда Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать. От замысла написать мой портрет остался только этот набросок. Вспоминается прохладное ателье – мансарда Роберта Рафаиловича в доме с “павлинами” на набережной с видом на Кремль и Москву-реку»…

Несколько слов о самом художнике.
Фальк, если не считать ранних опытов в духе своеобразной импрессионистической визуальности (удел многих русских художников начала 20-го века), начинал свой профессиональный путь как член объединения «Бубновый валет», став одним из его основателей и отдав дань русскому сезаннизму и кубизму. Среди его соратников в 10-е гг. блестящая плеяда художников – Н.Гончарова, М.Ларионов, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, А.Лентулов, А.Экстер, В.Рождественский и др. В дальнейшем их пути разошлись, каждый искал свое призвание. Фальк с 1928 года многие годы жил в Париже в художественной среде необычайно интенсивной силы, здесь он общался с Шагалом, Сутиным, Ларионовым и, разумеется, французскими художниками. Вернулся в СССР в 1937 году.
Фальк, безусловно, решил главную творческую проблему многих художников, отдавших в начале века дань общим авангардистским тенденциям (фовизму, кубизму, экспрессионизму и т. д.) – как не остаться эпигоном какого-нибудь «изма» и найти свое собственное живописное кредо? Творческая манера Фалька претерпела эволюцию от общехудожественных мировых тенденций, преимущественно французского «привкуса», к остроиндивидуальному интимному лирическому стилю позднего периода творчества. От крупных энергичных цветовых пятен и линеарного штриха он постепенно перешел к более густой и пастозной фактуре мелкого мазка, при этом не зацикливаясь на стилистических задачах и гибко сочетая разные приемы, освоенные им в его долгой художественной практике. Одновременно в его картинах усилилось внутреннее психологическое звучание, однако, при сохранении должного внимания к форме. Основными жанрами Фалька были пейзаж и портрет. В его наследии также много автопортретов разных периодов жизни, дающих наглядное представление о развитии художественного языка мастера.
Фальк очень хорошо чувствовал музыку, любил пианистическое искусство, высоко отзывался не только о Рихтере, но и о Софроницком, Корто, ценил Казадезюса, Гофмана, Гизекинга, Артура Рубинштейна. Фальк и сам неплохо играл на фортепиано еще с юности. Перед каждым концертом, который он собирался посетить, художник сам проигрывал некоторые пьесы из предстоящей программы. Жена Фалька А.Щекин-Кротова отмечала родство душ Рихтера и Фалька: «Пианист слышал музыку зрительно, также как Фальк слышал ее в цвете». Известно также тонкое замечание Фалька, высказанное им в одной из частых бесед с Генрихом Нейгаузом: «Тембр в музыке – это как валёр в живописи». Нейгауз обсуждал с Фальком детали своей знаменитой книги «Об искусстве фортепианной игры»…
В заключение репродукции: Эскиз к портрету Рихтера (1945), два автопортрета Фалька (1921 и 1957 гг.), два характерных пейзажа раннего (1913) и парижского (1936) периодов, а также одна из картин Святослава Рихтера (“Улица в Пекине”).”

Advertisement

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: