“Можно ли увидеть в Четвертой симфонии подражание Достоевскому – перенос его литературных открытий в область музыки?” Таким вопросом задается израильский музыковед, переводчик и преподаватель Йегуда Векслер.
“…Был ли Малер знаком с Талмудом? Почти наверняка, что непосредственно – нет. Однако талмудический тип рассуждения органически вплелся в разговорную речь евреев – как видно даже из рассказов Шолом-Алейхема. Так что Малер, в детстве находясь в еврейской среде, заимствовал свой образ мышления и речевого выражения своих мыслей от нее – у родителей (которые сами восприняли его от своих родителей), у соседей, от первого еврейского учителя. И, не отдавая себе в том отчета, и далее он продолжал мыслить и выражаться по-талмудически, и если в меньшей мере в условиях повседневной жизни, то в полной мере – в своем музыкальном творчестве.
Если же заглянуть глубже – то следует принять точку зрения Макса Брода, который в своей статье «Хасидские мелодии Густава Малера» писал: «Я верю, что Малер просто-напросто изливал свою музыку только так, а не иначе, из самой первоосновы своей еврейской души».
Во всяком случае, этот новый, не имеющий прецедентов в музыкальном искусстве тип художественного мышления – воплощенный в организации целого произведения по принципу «герменевтического поиска» – в действительности не только старый, но поистине древний и исконно еврейский. Так – совсем не помышляя об этом – Малер осуществил свою миссию: познакомить мир с образом еврейского мышления через музыку.”
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/Veksler1.php
Leave a Reply