22 июня исполняется 130 лет со дня рождения еврейского общественного деятеля, историка, публициста, философа Макса Шац-Анина.
М.Шац-Анин (1885г.-1975г.) родился во Фридрихштадте (Курляндская губерния, ныне – Яунелгава, Латвия). Получил традиционное еврейское воспитание, учился в хедере, в латышской классической гимназии, затем поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1906-1910гг. учился в Бернском университете, где защитил докторскую диссертацию “Национальная проблема современности”.
Рассказывает дочь М.Шац-Анина, юрист, общественный деятель, литератор, друг нашего сайта Рута Марьяш:
“…Основным содержанием работ отца была еврейская культура, евреи в мировой культуре. Особенно его занимала специфика еврейской одаренности: Барух Спиноза, Альберт Эйнштейн, Исаак Левитан, Марк Шагал – вершина мысли, вершина творчества, бессмертие таланта. Осенью 1919 года он закончил давно задуманную им работу на русском языке “Темпорализм – опыт философии еврейской культуры”, а в 1920 году продолжил эту тему в работе “От пространства ко времени” на еврейском языке. В этих работах отразилось его увлечение трудами Эйнштейна о пространстве и времени…
…Ряд работ был посвящен общественным течениям среди еврейского народа с древнейших времен до современности. Самым крупным его трудом в этой области явилась книга “Социальная оппозиция в истории евреев. История еврейской общественной мысли от древности до XIX века”(Рига,1927).
Полагаю, что в те годы Макс Шац-Анин был в своем роде единственным среди публицистов и ученых, занимавшихся еврейской тематикой, имел большой круг читателей и почитателей. Возможно, и сегодняшний читатель в ряде работ Шац-Анина тех лет смог бы найти немало ценного.
В те годы он выступал с лекциями, читал, писал, правил гранки, занимался юриспруденцией, словом – жил полной жизнью. И тут суровая судьба вдруг нанесла ему удар, который поставил под сомнение все его будущее, – он полностью и окончательно утратил зрение. В 1928 году в латвийских газетах появились заметки: “Шац ослеп”, “Шац потерял зрение”.
Как часто люди просто из лени или по легкомыслию упускают возможность самоутвердиться в жизни. А здесь случилось иное: наперекор, казалось бы, непреодолимым препятствиям продолжалось осуществление всех возможностей, данных природой и подкрепленных идейностью, нравственностью. И все же, все же – какая сложная сумма преград, внутренних и внешних, встала перед ним тогда, какую огромную работу над собой пришлось ему проделать, прежде чем он смог освоиться с новыми условиями своего существования, своего творчества. Он больше не мог самостоятельно записывать свои размышления, не мог просматривать свои рукописи… Только слушать и диктовать. Не видя текста, не имея возможности править своей рукой текст. Отец диктовал свои статьи вдохновенно, настойчиво, эмоционально. Убеждая, споря, провозглашая. Помню характерный, указывающий, жест его руки…
…До конца своих дней отец каждый день работал, следуя своей привычке, своей воле, не считаясь ни с какими обстоятельствами. Он, как и прежде, был наэлектризован своими убеждениями и мыслями. Это требовало разрядки – творчества. В последние годы жизни – с 1960 по 1975 – Макс Шац-Анин опубликовал в периодической печати более 60 статей. Его темы – литература русского, латышского, еврейского народов. С июля 1961 года в Москве начал издаваться единственный в СССР журнал на языке идиш “Советиш Геймланд” (“Советская Родина”). В нём Шац-Анин публикует статьи “Литература и гуманизм”, “В. Маяковский в Риге”, “Встречи с Шолом-Алейхемом”, воспоминания “На моем жизненном пути”. Фрагменты его воспоминаний были опубликованы также в Польше и Париже.
К 75-летнему юбилею М.У. Шац-Анина Союз писателей Латвии принял решение об издании сборника его литературно-критических статей…
…В 1972 году, когда М.Шац-Анину исполнилось 87 лет, из Нью-Йорка поступила телеграмма о присуждении ему премии имени X. Житловского за его вклад в прогрессивную еврейскую культуру. Отвечая с благодарностью на телеграмму, отец подчеркнул свое стремление к миру и солидарному сотрудничеству про¬грессивных культурных творческих сил всех народов и стран. Но премия эта из-за Железного Занавеса так и не дошла до него.
Неопубликованные работы М. Шац-Анина “Путь к человечеству”, “Ритм в природе и обществе”, “Романтика в жизни и романтизм в литературе” воссоздают его образ в глубокой старости, жизнь его ума и сердца в последние, предзакатные годы. Главные закономерности развития природы и общества, соотношение знания и веры, романтика предвидения, человек и Космос, этика и политика, жизнь и смерть. Глобальные проблемы, не утратившие своей актуальности по сей день.
Основная идея творчества М. У. Шац-Анина – социально-нравственное и культурное совершенствование человека на пути к единому человечеству. Человечество как антитеза вражды и человеконенавистничества. Совершенствование мироустройства, как путь к совершенствованию человека…”:
http://www.proza.ru/2010/06/15/1202
Здесь читатель может ознакомиться с работой Макса Шац-Анина “Темпорализм. Опыт философии еврейской культуры”: