13 марта – день рождения одного из крупнейших современных мыслителей, философа, писателя Григория Соломоновича Померанца (1918г.-2013г.)
“Наивность представляет добро и зло, как два войска с развернутыми знаменами идут друг на друга. На самом деле добро не воюет и не побеждает – оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных, а то, что воюет, всегда причастно злу. И чем более яростно оно сражается, тем больше погрязает во зле. Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело и так до геенны огненной и до Колымы. Все рассыпается в прах – и люди, и системы. Но вечен бог ненависти в борьбе за правое дело, именно благодаря этому зло не имеет конца…”
Григорий Померанц родился в Вильно, в незадолго до этого провозгласившей независимость Литве, в семье бухгалтера Шлойме Померанца и актрисы Полины Померанц (Гинзбург). Дома говорили на идиш, польском и русском языках. В 1925г. семья переехала в Москву. Отец в прошлом являлся деятелем Бунда, за что в сталинские времена был репрессирован.
В 1940г. Г.Померанц закончил в литературный факультет Московского института философии, литературы и истории. После окончания института Г.Померанц работал в Тульском педагогическом институте, где до начала войны успел прочитать два курса лекций.
После начала Великой Отечественной войны пошел добровольцем на фронт, был награжден орденами и медалями.
В 1949г. началась борьба с “безродным космополитизмом”, Г.Померанц был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. К аресту он был готов – купил футляр для зубной щетки и пришил к шинели новые карманы. “И когда за мной пришли, страха не было. Оперативники рылись в моих книжках, а я с аппетитом ел яблоко”.[1] Г.Померанц получил 5 лет, отбывал их в Каргопольлаге. После смерти Сталина в 1953г. попал под амнистию и был досрочно освобожден.
Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на Померанца столь сильное впечатление, что вызвали мысли о прямом политическом противостоянии режиму. Он становится активным участником диссидентского движения.
Академик Сахаров в своих “Воспоминаниях” говорил об участии Г.Померанца в семинаре, проходившем на квартире физика В.Турчина: “Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца – я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и “академичностью” в лучшем смысле этого слова. Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности”.
Г.Померанц написал две кандидатские диссертации. Первая диссертация – посвященная Достоевскому, была написана еще до начала войны. Ее текст был уничтожен на Лубянке в 1949г. после ареста Г.Померанца как “документ, не относящийся к делу”. Вторая диссертация – “Некоторые течения религиозного нигилизма” была закончена в 1968г. Но перед самой защитой диссертации Г.Померанц поставил свою подпись в защиту участников демонстрации на Красной площади против введения войск в Чехословакию. После этого защита не состоялась “из-за отсутствия кворума в Ученом совете”, фактически по приказу “сверху”.
Автореферат диссертации, тем не менее был опубликован, его использовал, в частности, Андрей Тарковский во время работы над фильмом “Сталкер”. Г.Померанц же от дальнейших попыток написания диссертации отказался. Так и получилось, что один из крупнейших современных мыслителей не имел никакого научного звания…
Григорий Соломонович Померанц в телевизионной передаче “Школа злословия”:
“…Можно отнести к интеллигенции – это уже моя точка зрения – и определенный тип мыслителя, которого Мартин Бубер назвал проблематичным. Чтобы было ясно, о чем здесь идет речь, я сразу назову имена. Бубер делит мыслителей на два типа. Один – это Августин, Паскаль, Кьеркегор. Другой тип – это Аристотель, Аквинат, Гегель. Один тип – носитель кризиса внутри, для которого его собственное бытие вызывает сомнения, становится проблемой. А другой тип – носитель культуры в ее спокойном состоянии, который не сомневается в своей позиции человека, который призван объяснить то, что существует и что само по себе как бы достаточно прочно. В какой-то степени, интеллигент – это Гамлет. Гамлет – это первый тип протоинтеллигенции. Конечно, он был принц, и вообще не относился ни к какому особому социальному слою, но слова Гамлета: «Мир пошатнулся, и скверней всего, что я рожден восстановить его», в других переводах это звучит иначе – «мир вывернулся из своей коленной чашки» и так далее. Вот это вот чувство, что мир в кризисе, что все нарушено, и ты призван как-то это дело исправить – это вот то, что составляет отличие интеллигента от интеллектуала…”
Лекция Г.Померанца “Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность”:
http://www.pomeranz.ru/p/lect_intell.htm
[1] 8. Записки гадкого утенка. М., Московский рабочий, 1995 г. 1-е издание, с.99
Leave a Reply